субота, 10 червня, 2023

Телефони гарячої лінії:


ДОНБАС - ЦЕ УКРАЇНА!

search menu menu menu
Он вернулся. Но он другой…

Консультації , Психолог

Он вернулся. Но он другой…

views249

06.04.2021

Подiлитися у соц.мережах

Однажды коллега на работе рассказала грустную историю. У ее подруги был гражданский муж, очень хороший и внимательный. Но все изменилось, когда он вернулся из АТО.  Прежнего спокойного мужчины не стало. Этот мог ударить под горячую руку, а иногда и просто без видимой причины.

Насилие в семье военнослужащих – тема, о которой не принято говорить. И причина даже не в героизации наших защитников. Хотя и она, несомненно, присутствует.

Причина в общепринятом терпимом отношении к бытовому насилию в украинском обществе.

Война принесла нам новое понятие – ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). О нем говорится много и на разных площадках. Но чаще всего это произносится в контексте рассмотрения случаев самоубийств среди военных и демобилизованных. А вот о том, как они вливаются в мирную жизнь, как приспосабливаются, как справляются с приобретенным на войне стрессом, нигде не упоминается. 

Мы, люди, живущие на мирной территории, тоже травмированы войной. У каждого из нас свой ПТСР. Но военные, побывавшие под обстрелами, ходившие по земле, нафаршированной минами, видевшие смерть побратимов и мирного населения, сами получившие ранения, переживают стресс несоизмеримо больший.

Боевая травма – это не только раны на теле

Необъяснимые приступы ярости и гнева являются характерным признаком боевой травмы. Постоянное, никак не отпускающее напряжение, тоже из той же оперы. Человек напряженный, на нервах, по-другому воспринимает действительность. Он острее реагирует, чаще срывается, вымещает свою злость на окружающих. Неуравновешенное поведение на работе и среди друзей в нашем менталитете не приветствуется. Остается семья, где все шито-крыто.

Рад ли человек тому, что с ним творится? Он рад кратковременно отпустившему напряжению и не рад результатам своих действий. Он надеется, что это не выплывет наружу. Кто-то пытается бороться, кто-то уходит в себя. Зафиксированы случаи звонков в различные службы доверия людей, которые вот-вот сорвутся и хотят предотвратить это.

Может ли человек справиться без посторонней помощи? Скорее нет, чем да. Есть ли места в мирной Украине, где у бывшего военнослужащего (если вообще можно так сказать о тех, кто был на войне и, особенно, на передке) была бы возможность получить профессиональную помощь по преодолению ПТСР? К сожалению, утвердительного ответа на этот вопрос нет.

Государство не смогло выстроить правильную и адаптированную под сегодняшние реалии государственную систему психологической помощи военным и их семьям. Частные психологи имеют «мирную» квалификацию и не подготовлены к работе с боевой травмой. Честно говоря, даже «травматиков» – психологов, помогающим жертвам насилия и катастроф, у нас недостаточно. «Мирные» психологи боятся браться за эту работу и, как показывает опыт, правильно делают. Известен случай, когда военный вышел из кабинета «мирного» специалиста и совершил суицид.

Что же делать? Трудно найти, не значит, невозможно. Еще со времен Майдана сообщество украинских психологов скооперировалось для оказания помощи пострадавшему населению. В Фейсбуке существует «Психологическая служба Майдана», куда до сих пор можно обратиться и получить контактные данные специалиста в своем регионе. Можно найти психолога и самому.

Маленький совет: искать «травматиков» желательно с «солидной» оплатой консультации. Считается, что чем дороже психолог, тем больше у него опыт и выше квалификация, тем больше гарантия, что клиент не получит случайных травм во время работы. Хотя на самом деле, это не показатель и будет лучше, если вы обратитесь к тем, кого вам порекомендовали знакомые, уже сталкивающиеся с проблемой ПТСР и получившие квалифицированную помощь.

Семья – звенья одной цепи

Теперь хочется обратиться к женам и матерям бойцов, вернувшихся с войны. Вам действительно придется столкнуться с новой для себя и всей семьи реальностью и научиться не только жить с ней, но и постараться сделать жизнь комфортной. Для всех и каждого отдельного члена семьи. Не стоит «заносить хвосты на поворотах» и исполнять любые просьбы мужа, отца, сына, брата… Так же, как и вступать в откровенную «оппозицию». Ищите компромиссы. Не молчите. Проговаривайте проблемы, которые возникли и вас волнуют. Не расспрашивайте о том, «как там было» и просто не заводите эту тему, но дайте возможность высказаться, если он хочет поделиться переживаниями.

Если же не получается выйти из кризиса самостоятельно – ищите специалистов. И идите вместе. Вам это нужно всем, а не только близкому человеку с ПТСР. Постарайтесь мягко, но настойчиво рассказать о том, зачем это нужно и как обращение к психологу (психиатру) поможет вернуться в жизнь без войны… Найдите эти слова, которые коснутся сердца. И все получится.

И главный совет: не сдавайтесь. Если не получилось в одном месте, ищите дальше. Этот специалист не подошел, идите к следующему. Вы проиграете только в одном случае, – если опустите руки.

Підписуйтесь та слідкуйте за нами у Телеграмі