
Более 5 лет на Донбассе не прекращается вооруженный конфликт, и одним из следствий военных действий стало неизбежное ухудшение экологического состояния территорий.
При этом напрямую с боевыми действиями ущерб окружающей среде не связан.
«После нас хоть потоп»
Безразличие и халатность «властей» ОРДЛО и владельцев потенциально вредных производств стали причиной удручающей ситуации в экологическом факторе. Основные предприятия, которые значительно вредят окружающей среде населения Донбасса – это шахты. Добыча полезных ископаемых, в частности, угля, стала главной причиной экологической катастроф. Однако не сами работы по добыче вызывают урон, а наплевательское отношение к добыче (путем подрывов для удешевления) и бездействие владельцев по отношению к затопляемости проходов.
Уже длительное время специалисты-экологи указывают на подтопление шахт и призывают ответственных к действиям. По данным «Радио Свобода» шахтные выработки заливает из-за двух факторов: в первом случае это происходит из-за неработающих или отсутствующих насосов в проходах, а второй вариант – намеренное затопление пустот.
В 2017 году в Енакиево (находится на временно неподконтрольной украинской власти территории) было объявлено о затоплении шахты «ЮнКом», в выработках которой проводились ядерные испытания. Информацию о начале ее затопления в мае 2018 года подтвердил эксперт Дмитрий Аверин – координатор проектов ОБСЕ в Украине по анализу и мониторингу экологических рисков. На данный момент эта шахта заполнена водой на 67%. Не менее опасная шахтная выработка «Александр-Запад». По словам Дмитрия Аверина, она подтоплена более чем на 60%.
Безусловно, боевые действия на окружающую среду оказывают весьма губительное воздействие, тем более они опасны в индустриальных районах Донецкой и Луганской областей. Эксперт-эколог уточняет, что по мере возможности и доступа к объектам, проводится мониторинг и оценка затопления шахтных проходов. Аверин уточнил, что за прошедший год ситуация кардинально ухудшилась: затопление шахт коснулось практически всего региона. Зафиксировано подтопление выработок в районах больших городов: Шахтерска, Макеевки, Донецка (от Горловки до Енакиево). Луганская группа шахт Антрацита и Алчевска также в основной своей массе заполнена водой.
Сотрудники ОБСЕ указали 39 шахтных объектов, которые больше не будут использоваться из-за затопления. Ситуация с подтопленными проходами кардинально влияет на уровень грунтовых вод. Все это ведет к уменьшению устойчивости земной поверхности. Там, где были пустоты, теперь вода, и в таких местах начинает проседать земля. Такое движение (хоть и медленное) земных пластов приводит к потере и порче инфраструктуры: газопроводов и водопроводов. Смещение земной поверхности создает трещины и обвалы зданий и сооружений, а также портит сельскохозяйственные угодья.
Макеевка уже прочувствовала, и это только начало
В этой связи стоит вспомнить многострадальную Макеевку, где уже практически через день-два чувствуются подземные толчки, а дома разрушаются буквально на глазах. Несмотря на обращения жителей к «властям ДНР», их не слышали и только в начале ноября, когда об этой ситуации начали кричать едва ли не на каждому углу, Пушилин провел совещание.
Результатом стало назначение комиссии по расследованию природы толчков «неизвестного происхождения», причем главой комиссии сам себя назначил один из «депутатов» Валерий Скороходов. Он предложил даже пожить там, чтобы все увидеть своими глазами, но не увидел ничего, когда приехал после очередного сильного толчка и сообщения жителей о большой трещине и упавшем перекрытии.

Но дело даже не в Макеевке и не в разрушении домов. За 5 лет такого отношения к региону здесь уже страшная экологическая обстановка, а надвигается просто катастрофа, с которой вряд ли потом можно будет что-то сделать…
Здесь нет границ и КПВВ – есть связь, и она неразрывна
Организация независимого профсоюза горняков Донбасса «Солидарность» также ведет статистику затопленных шахт. Их значения похожи с данными группы ОБСЕ – 35 подтопленных объектов. Глава «Солидарности» Николай Волынко уточнил, что из-за такой ситуации под угрозой затопления шахты и на подконтрольной территории Донбасса. Водораздел проходит по городам: Горловка, Углегорск, Енакиево, а вода движется в сторону Бахмута (ранее Артемовск) и Соледара, где находятся соляные шахты. Пройдя водораздел, вода подтопит Бахмут и Соледар, тогда часть городов уйдет под землю, потому что там пустоты, заявил Волынко.
Выработки под этими городами образовались из-за работ по добыче соли, теперь они уязвимы для подтопления, потому что часть городов опирается на столбы, которые могут быть просто размыты водой. Глава «Солидарности» отметил, что на донецких шахтах «Панфиловская», «Куйбышевская» и «Октябрьский рудник» до 2014 года был водоотлив. «Октябрьский рудник» находится между Донецким аэропортом и Песками. Деятель Профсоюза говорит, что сливное оборудование там просто сдали на металлолом и вывезли в Россию.
Можно ли жить без воды? В оккупации знают…
На протяжении лета 2017 года на Донбассе население часто оставалось без воды. И связано это уже с военными действиями, когда из-за обстрелов Донецкой фильтровальной станции (ДФС), которая находиться возле Авдеевки, не было возможности подач ни на эту, ни на ту сторону Донецкой области.
На данный момент ситуация с этой частью водораспределительного узла остается стабильно тяжелой, говорит КП «Компания «Вода Донбасса» Александр Евдокимов. Это такой же проблемный участок, как и водовод Горловка – Торецк. В то же время, работникам удалось восстановить одну водную нить в районе промзоны Авдеевки, которая находилась в аварийном состоянии.
Евдокимов отметил, что они максимально поддерживают оборудование в рабочем состоянии, но в большинстве случаев необходимы мероприятия не просто по восстановлению, а по реконструкции. И.о. генерального директора отметил, что водовод из Горловки в Торецк требует срочного ремонта. Водовод из Карловки на Марьинку и Красногоровку сейчас находится на стадии проектирования, который подходит к концу, и тогда начнутся более серьезные работы. На данный момент, отметил Евдокимов, в Красногоровке все также периодически отсутствует питьевая вода.
При этом качество воды в Северском Донецке специалисты отметили на прежнем уровне, т.е. ухудшения качества не происходит, несмотря на различные заявления в интернете.
Война, война, война…
Вода – не единственная проблема негативной экологической ситуации. Пожары, которые возникали с 2013 по 2018 год на Донбассе, распространялись на площадь 1,9 млн га. Причинами их появления являются не только непосредственные боевые действия, но и все, что связано с околовоенной работой: доставкой боеприпасов, их хранения и др.
Где нет человека – там всё живет и все живут
На фоне такого удручающего экологического положения, может порадовать только ситуация в Заповеднике «Меотида». Из-за военных действий «пограничники» закрыли вход туристам и запретили охоту. В результате популяции животных возросли, а растительная деятельность значительно активизировались. Однако это единичный случай в данных регионах. Как отметил координатор проектов ОБСЕ, в других местах показатели животной жизни ухудшились.
В целом анализировать экологическую ситуацию проблематично, так как бои не прекращаются, а территория поделена на части: подконтрольную и неподконтрольную украинским властям. При этом, если на подконтрольной территории есть положительная динамика в связи с регулярной помощью стран ЕС и так называемых «доноров», которые оказывают благотворительную помощь и финансами, и рекомендациями специалистов, то на оккупированной части Донбасса все катится по наклонной вниз. И следом за собой тянет…
Підписуйтесь та слідкуйте за нами у Телеграмі